Регистрация       Нас уже: 220375

автор : TimurKovalyov (TimurKovalyov) личный форум | личная страница

Эволюция быта

Остальные заметки: все заметки, заметки автора.

Чьи бока не помнят те достославные времена, когда спать на рыбалках приходилось, свернувшись на сырой земле калачиком, у угасающего сонного костра и есть по-собачьи на четвереньках?
С тех пор немало утекло воды в Иртыше, и быт рыбацкий очень изменился.

В «доавтомобильные» времена все моё рыбацкое имущество помещалось в один заплечный рюкзак. Оставались свободными руки, но чтобы было чуточку теплее, сытнее, уловистей, то и они, сжимали крепко рукояти сумок. В рюкзаке и сумках было все по-альпинистски оптимизировано.

Снасти из десяти-пятнадцати закидушек, запасные крючки, грузило, леска, колокольчики. Все это я держал в самосшитой, из автомобильного дермантина, сумке. Сумка по сей день живая, сморщенная и потертая, как кожа аксакала. И даже, иногда, оказывается на песчаном берегу иртышской современности. Живы отчасти и старые звонкие колокольчики, сделанные из располовиненных алюминиевых аэрозольных баллончиков. Удочка мастырилась прямо на берегу, из высохшей, более-менее тонкой и достаточно гибкой ветки. Редко когда использовалась, как снасть, определяющая улов, обычно для поимки живца на судака. Иногда оставлял живца на крючке удочки, и вытаскивал небольшую щучку. Однажды удочка спрыгнула с рогатин в воду и с хорошей скоростью некоторое время плыла. Прыгнул за ней, но ничего не поймал, к сожалению, да и нереально было поймать крупняк на такой маленький крючок. Помните наверняка: «заглотыши» и «полузаглотыши». Рыбачили исключительно на течении, и поплавок висел почти всегда под самым удилищем, можно было бы даже обойтись вместо него расщепленным обрезком ветки.

Небольшой котелок, чайник, миска, кружка, ложка, нож. Не люблю пластиковую посуду, одноразовую особенно. И, уверен, что не одинок в этой нелюбви. Чай из советской пластиковой кружки пахнет старыми портянками, отработавшего полную рабочую смену, шахтера. Пластиковую миску отвратительно мыть в холодной воде, выглядит она, исчерченная чернеющими линиями царапин, очень неопрятно. Поэтому в моем рюкзаке, позвякивала, утяжеляя вес, металлическая посуда.

Изображение

Вещи, которые и по сей день, я одеваю на рыбалку – это отжившие свой век в цивильном обращении куртки, футболки, свитера, штаны и обувь. В последнее время для меня очевидной оказалась та мысль, что донашивать старые вещи на любимом празднике жизни, имея свободные средства для покупки удобной качественной обуви и одежды, по крайней мере, глупо.
Пуховиков в то «доавтомобильное» время не было и приходилось коротать холодные ночи в ватных фуфайках. Обеспечивал ими старший брат, монтажник по профессии. Эти тяжелые фуфайки очень часто незаметно загорались от стрельнувшего уголька, и тлеющую в них вату было очень сложно потушить. Со временем фуфайки покрывались множественными огнестрельными ранами и выглядели мы, как погорельцы, отчаянно спасавшие горевшую хату.

Отсутствие стола и стульев, для меня, по природе своей, далеко не гимнаста, вызывало настоящие физические страдания. И я не ленился делать стол из прибрежного тальника, получалось неказисто, но избавляло от мучительного собачьего лакания с земли.

Беспалаточная ночь огорчала ненастьем, дождливой пасмурной хмарью и привлекала таинственной звездностью неба. Всегда пытался, лежа на спине и устремив свой взор в бесконечность, отыскать движущиеся в звездах точки спутников.

Чай… лучший напиток всех времен и народов. Если у тебя в рюкзачке лежала пачка индийского, со слониками, то ты был счастливейшим из рыбаков. Попивал этот душистый, крепкозаваренный чаек, спасая себя от сонливости в бессонные закидушечные ночи. Но чаше пили горьковатый грузинский, сметенный веником по углам кавказских чайных складов.

Запах свежей, перченной от души, ухи с нарезанным сладким луком. Суп из пакетиков с вермишельными звездочками, с незабываемым вкусом детства. Перезревшие огурцы, собранные с огорода бережливой бабушкой и вкусный-превкусный хлеб с золотистой корочкой.

Те времена стремительно перелистнулись тысячами оторванных листков календаря. Мы, тогдашние юноши, почти все располнели, как минимум на двадцать килограммов, загрузив свои тела в современные машины.
Автомобилизировались и стали обрастать новыми предметами, определяющими свой новый рыбацкий быт.

Вначале появился стол и маленькие стульчики. Если компания была численностью больше посадочных мест, то возникала незаметная глазу, но бескомпромиссная борьба по пристройству своей пятой точки на эту небольшую, и не очень-то удобную возвышенность. Как в игре с останавливаемой резко музыкой на коллективном празднике. Желающих сидеть на земле не наблюдалось.
Стульчики эволюционировали в креслица. Стало заметно, что попы рыбацкие предпочитают их маленьким стульчикам, особенно молодые и поджарые «полубатоны». Приходится сгонять молодежь со своего обжитого чреслами кресла, на совесть давить, оказывается, бесполезно.

Палатки успешно увеличивались в размерах, как модернизируемые год от года автомобильные седаны.
Попадались сложноустанавлиемые, вызывающие тупую злость на извращенных конструкторов и собственное бессилие, в невозможности постичь их инженерную гениальность.
Обычные, быстрораскладывающиеся в кольцо. У моего друга Коли, такая простояла в зале целую неделю, и только волнебник Стас, с по-юношески современной смекалистостью, смог укротить в кольцо это нескладываемое арегами.
В конце-концов нашлась та самая оптимальная, которая и зимой, и летом, и баню из нее можно соорудить. Желто-белая палатка раскладывается и складывается за пять минут, она не имеет дна и очень просторна, в ней даже можно стоять в полный рост.

Изображение

Баня… Если ты три-четыре дня на рыбалке, то баня – это необыкновенная радость. Куча гальки, раскаляемая в костре, согретая в кастрюле вода и та самая палатка без дна, вот и все, что необходимо для бани. Ставим эту замечательную палатку на очищенные от пепла огнедышащие каменья, места в ней хватает и для стульчиков, и для ведер с водой. Поддаем на каменку, и… процесс пошел. Жару хватает надолго, в зависимости от количества и размеров гальки, но компания из шести человек может попариться в два захода. Это ли не чудо?

С той поры, как стал брать с собой надувной матрас, сплю как дома. Высыпаюсь и чувствую себя по утрам свежим огурчиком. Если еду без семьи, то сплю в машине, вытянувшись в полный рост, на переделанном hirurg-ом патрулевском ложе. Кстати, у нас хоть и одинаковые машины, но спальные места устроены различно. В Сашином нужно снимать задние сидения. В моем, хоть и нет такой необходимости, но значительно меньше пространства между матрасом и потолком.

Изображение

Тент, защищает нас от палящего солнца. В летний зной, при наличии в компании детей – эта вещь незаменима, если лагерь стоит не в тени деревьев. Мы очень часто разбиваем лагерь на песчаных косах, чтобы минимизировать комариные атаки. Металлическую его часть соорудил мой златорукий тесть, а жена-исскусница сшила из парашютного шелка сам тент. Он достаточно прост в установке и выдерживает даже сильный ветер, правда от дождя не спасает.

Обязателен умывальник. Им служит обычная пятилитровая бутылка воды. Вожу на рыбалку покупную воду для питья. А из освободившегося бутыля, ввернув заготовленную дома крышку с краником, получается замечательный умывальник.

Есть тренога для костра, мангал, коптильня, сковорода и даже самовар.
Теперь есть еще и замечательный электронасос.
Уверен, что и дальше мы будем эволюционировать, только уже не в части разнообразия вещей и приспособлений, а в их качестве, легковесности и компактности.

Быт длительного пребывания на рыбалке забивает даже наши немаленькие машины, до отказа. Нужно учесть, что и лодка с мотором, тоже где-то там, в недрах багажника. Когда на берег разгружаются вещи, то непонятно, как эта куча может поместиться обратно.

Окончание очередного рыбацкого выезда вызывает щемящее чувство некомфорта от предстоящей упаковки, сбора и загрузки большого количества, таких необходимых и улучшающих наш рыбацкий быт, вещей.
И с ностальгической улыбкой вспоминаешь свое детство и юность. Старый рюкзак кажется легким перышком, перетягивающим на весах времени, стальную тяжесть до отказа загруженного внедорожника.